Душа стремится вглубь, к первоосновам……

 

«За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

            Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитания, дает понимание роли воспитания в жизни общества и влияния общества на цели воспитания.

Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми целями, которые ставит сознание. А значит, в педагогике имеет ключевое значение система ценностей, философия, понятие идеала. Педагогика обращается к человеческой душе. Поэтому вполне закономерно говорить о христианской педагогике и ее целях, которые, в соответствии с христианским идеалом В. Зеньковский пишет, что: «Именно в Боге человек раскрывается как личность, осознает себя, свою сущность и назначение. Поэтому именно религиозная педагогика может поставить истинные цели для верного развития души ребенка».

              Образовательная деятельность Церкви является одной из важнейших составляющих ее просветительного служения. Просвещение в христианском понимании – приобщение мира к свету Христовой истины. Оно осуществляется не только в виде христианского образования, но и как миссия, то есть проповедь христианской истины, обращенная к неверующим, и катехизация, то есть научение вере, приобщение к православной традиции, связанное с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. Основой просветительной деятельности Церкви является свидетельство о Боге Троице и спасительной миссии Христа.

 

«Именно воскресная школа и является тем местом,

где ребенок и взрослый могут получить

 полноценные знания о православной вере»

Митрополит Меркурий

   Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания.

Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности:

  • организация системного изучения православной веры, религии и культуры;
  • воцерковление, привитие навыков христианского благочестия;
  • формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Отдел образования и катехизации Абаканской епархии, руководитель протоиерей Александр Горбатов проводил проверку деятельности воскресных школ, в соответствии с требованиями Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ
на протяжении 2015-2016 учебного года.

В управлении Абаканской епархии, 19 ноября состоялось рабочее собрание преподавателей, руководителей Воскресных школ на котором были вручены свидетельства типологизации Воскресных школ. На текущий момент в Православных приходах Абаканской епархии работают 20 структурных подразделений, из которых 12 Воскресных школ и 8 Воскресных учебно-воспитательных групп.

vsh

Перед собравшимися выступил протоиерей Александр Горбатов, который рассказал о основных направлениях деятельности Воскресных школ в 2016-2017 учебный год, обратил внимание на ключевые понятия педагогики и их христианскую трактовку: воспитание, образование, просвещение:

«Известный русский педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Итак, воспитание неразрывно связано с Церковью, ибо в ее таинствах человек получает благодать Святого Духа, которая питает его душу. Слово «образование» произошло от слова — образ. Бог создал нас по Своему образу. Святые отцы учат нас о том, как важно для человека понять свое достоинство. В результате грехопадения человек утратил гармонию между душою и телом и вместо закона ума в нем воцарился закон похоти. Но Бог и здесь не оставил свое творение, спасая его через Сына.

Святоотеческое наследие призывает человека не исказить себя, не превращаться в подобие бессловесных. Поэтому с христианской точки зрения в основе образования лежит уподобление Богу, где подобие — наши душевные качества, их исцеление от греха, приобретение святости.

Процесс обучения — процесс передачи ребенку системы знаний. Ошибкой будет поставить этот процесс «во главу угла» в христианской педагогике.         В итоге, целями и задачами христианской педагогики являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее таинств, научение хранить в себе благодать и стремиться к истинному свету — ко Христу. Это называется воцерковление.

Выступила помощник благочинного Черногорского округа Косова Людмила Ивановна, которая рассказала о творческой командировке в Москву, и  о участие  в работе  XX Всемирного Народного Собора на тему «Россия  и Запад : диалог народов в поисках ответов на цивилизационные выпады». В рамках Народного Собора приняла участие в работе Конференции «Россия и Запад.Традиционные ценности: общие проблемы-разные подходы».

Далее Людмила Ивановна обратила внимание руководителей Воскресных на особенности внеклассной деятельности в текущем учебном году на актуальные вопросы, связанные с, экологическим воспитанием, организацией хорового церковного пения, православного краеведения для воспитанников Воскресной школы и их родителей, возможность организации семейных клубов на приходах так как Воскресная школа являются сейчас тем очагом, где возрождается христианская педагогика. Хорошо если учеба в воскресной школе затронет всю семью. Ведь семья есть «малая церковь». В ребенке должна формироваться не абстрактная любовь к дальнему ближнему, а деятельная — к самому близкому ближнему.

Не все родители сразу понимают важность своего активного включения в жизнь прихода, школы, решение этого пласта проблем и не является второстепенной задачей Воскресной школы.

Воцерковление и христианское православное воспитание ребенка — задача не одного года и даже не всего школьного периода. Главное для воскресной школы — создать атмосферу любви и доверия к Церкви, заложить основы понимания жизни Церкви, пробудить в ребенке желания отдавать себя на служение. Посеять в его душе те зерна, которые при заботливом отношении к ним дадут хорошие плоды.

 

 Помошник благочинного Черногорского округа

Людмила Косова

Просмотры(91)

Добавить комментарий